Условия получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ

1. Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) (Просмотреть PDF копию)

    В 2021-2022 учебном году в МБДОУ «Детский сад № 48 «Пчёлка» планируется обучение 25 детей с ограниченными возможностями здоровья (далее «ОВЗ»).

   Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации.

Нормативно-правовая база условий доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья

  1. Федеральный закон  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»(принят Государственной Думой 20 июля 1995 г., одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995г.) (Просмотреть PDF копию)
  2.  Конвенция «О правах инвалидов» (Принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря        2006  года и вступившая в силу 3 мая 2008)  (Просмотреть PDF копию)
  3. Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (принят Государственной Думой 21 ноября 2014 г., одобрен советом Федерации 26 ноября 2014 г.)  (Просмотреть PDF копию)
  4. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы. (Просмотреть по ссылке) 
  5. Постановление Правительства РФ от 17.05.2017 №575 «О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»и обновления информации об образовательной организации»  (Просмотреть PDF копию)
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1309 от 9 ноября 2015 г. «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».  (Просмотреть PDF копию)
  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».  (Просмотреть PDF копию)
  8. Приказ от 15 октября 2015г. № 723 н «Об утверждении формы и порядка представления органами исполнительной власти субъектов индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида».  (Просмотреть PDF копию)
  9. Постановление администрации г. Тамбова №9073 от 11.12.2015 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в муниципальном образовании городской округ – город Тамбов (2015-2020 годы)»  (Просмотреть PDF копию)
  10.  Приказ Управления дошкольного образования администрации г. Тамбова №44 от 16.02.2016г. «О реализации мероприятий по обеспечению доступности муниципальных дошкольных образовательных учреждений для лиц с ограниченными физическими возможностями».  (Просмотреть PDF копию)
  11. Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 N BK-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования»  (Просмотреть PDF копию)
  12. Санитарно-эпидемиологические требования 2.4.2.3286-15  к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Просмотреть PDF копию)

  Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Входная площадка имеет звонок при входе, вывеску с названием организации, графиком работы организации, планы здания, вход в здание оснащен пандусом, перилами, предупредительными знаками для слабовидящих людей. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание будет предоставлено сопровождающее лицо.

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, средств обучения и воспитания приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

  Дети с ОВЗ обучаются и получают необходимую коррекционную помощь на логопункте и в группе компенсирующей направленности. Дети обучаются по индивидуальным образовательным маршрутам. Группа компенсирующей направленности оснащена необходимым оборудованием, учебно-наглядными пособиями с учетом специфики коррекционной работы.

   Коррекционно-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели групп и специалисты через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы.

   Педагогами, работающими с детьми с ограниченными возможностями здоровья, пройдены курсы повышения квалификации по программе «Организация инклюзивного дошкольного образования» в объеме 36 часов.

   Занятия с детьми проводятся в логопедическом кабинете и кабинете педагога-психолога, в которых обеспечены благоприятные условия для обеспечения педагогического процесса.  Данные кабинеты являются важнейшей составляющей коррекционно-развивающей среды.

Развивающая предметно-пространственная среда кабинетов ДОУ

  • Центр индивидуальной коррекции речи, оборудован настенными зеркалом со светильником местного освещения, методическими пособиями, необходимыми при автоматизации и :дифференциации поставленных звуков. Подобранный материал наполнен не только коррекционным содержанием, но и занимательным смыслом.
  • Центр обучения грамоте, оборудован несколькими видами разрезной азбуки, кассой букв, картотеками игр и упражнений для развития навыков звукового,  слогового и буквенного анализа, синтеза на все буквы алфавита. Каждый ребёнок  получает возможность практически действовать с учебным  материалом.
  • Центр развития лексико-грамматического строя, представлен различными настольно-печатными играми, которые помогают активизировать словарь, накопленный на занятиях, совершенствовать связную речь детей, упражнять в правильном употреблении  грамматических форм языка.
  • Центр моторного и конструктивного развития содержит материалы для самостоятельных игр детей на развитие мелкой моторики. Особое значение здесь приобретает деятельность, которая позволяет совершенствовать  двигательные навыки. Ребенок в соответствии со своими интересами и возможностями может выбрать любой вид деятельности.

Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

     Образовательный процесс для детей с ОВЗ организован на основе адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья:

  • адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (фонетико-фонематическое недоразвитие речи);
  • адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи-общее недоразвитие речи).

   Адаптированные программы разработаны на основе основной образовательной программы дошкольного образования с учётом особенностей развития ребенка, основной целью которых  является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Основные направления программы:   создание условий развития ребенка с ОВЗ, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

      В программе также учитываются: индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья и возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

   В МБДОУ «Детский сад №48 «Пчёлка» организовано четырехразовое питание. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.

Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

   Здание МБДОУ «Детский сад №48 «Пчёлка» оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности.
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в МБДОУ функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 (Просмотреть PDF копию). На основании заключённого договора медицинское сопровождение воспитанников детского сада осуществляют медицинские работники ТОГБУЗ «ГКБ №4 г. Тамбова».
В МБДОУ организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ.

Доступ к информационным системам и информационно- коммуникационным сетям

   Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБДОУ «Детский сад № 48 «Пчёлка» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
 В ДОУ имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы).
 Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ не применяются.

DSCN7223кадинет логопеда кабинет педагога-психолога DSC06639