В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ)
Получение образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации.
В дошкольном учреждении создана безбарьерная среда, позволяющая комфортно чувствовать себя воспитанникам, в том числе и лицам с ОВЗ. В учреждении оборудовано 10 групповых помещений, в том числе оборудованных для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи) совмещенная с буфетной (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), спальня,туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО.
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ОВЗ
МБДОУ «Детский сад № 48 «Пчёлка» введен в эксплуатацию в 1965 году. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением. Входная площадка имеет звонок при входе для вызова сотрудника с целью оказания помощи инвалидам всех категорий (сопровождение до места оказания услуги), тактильную вывеску со шрифтом Брайля с названием организации, графиком работы организации. Вход в здание оснащен пандусом, перилами, предупредительными знаками для слабовидящих людей.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
В ДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми.
Кабинет учителя-логопеда
Логопедический кабинет имеет зеркало настенное с лампой дополнительного освещения, зеркала для индивидуальной работы, столы и стулья для детей, пособия для занятий. Имеющиеся специальные учебные пособия и дидактические материалы предназначены для проведения коррекционно-образовательной деятельности с детьми, имеющими фонетико – фонематические и тяжелые нарушениями речи. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся с использованием демонстрационных и дидактических материалов, игр, игрушек, пособий, электронных образовательных ресурсов, аудио и видеозаписей, мультимедийных презентаций. Помещение оснащено ноутбуком, что позволяет использовать в коррекционной работе электронные образовательные ресурсы.в которых обеспечены благоприятные условия для обеспечения педагогического процесса.
Для воспитанников с фонетико – фонематическими нарушениями речи в 2021-2022 учебном году функционирует группа компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи. В дошкольном учреждении реализуются:
- адаптированная образовательная программа (для детей с фонетико-фонематическими и тяжелыми нарушениями речи);
- адаптированная образовательная программа (для детей с общим недоразвитием речи);
- адаптированная образовательная программа (для детей с задержкой психического развития)
Кабинет педагога-психолога
В детском саду организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ. В кабинете педагога-психолога проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей. Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.
Библиотеки
Библиотека педагогической литературы в дошкольном учреждении располагается в методическом кабинете и содержит книги для педагогов (методическую и справочную литературу), репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия. Методическая литература размещена по разделам: «Физическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Игра», «Коммуникация», «Экологическое воспитание», «Музыкальное развитие», «Художественная литература», «Продуктивная деятельность», «Конструирование», «Дошкольная педагогика», «Психология», «Познавательное», «Справочная литература» (различные энциклопедии, справочники).
В ДОУ оборудовано отдельное помещение для детской библиотеки, где проводятся занятия малыми подгруппами по речевому развитию, приобщению воспитанников к миру художественной литературы. В библиотеку детской художественной литературы входят, прежде всего, произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, а так же книги способствующие знакомству воспитанников с различными видами книг, литературных жанров, познавательного интереса.
Музыкальный зал
Музыкальный зал в ДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Здесь проводится ООД, досуги, праздники, утренники и развлечения. Музыкальный зал оснащен современным оборудованием: мультимедийный программный комплект, пианино, музыкальный центр, учебно методическими материалами: оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки),портретами композиторов. Создана фонетика (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал, Музыкальный кабинет оснащен современной музыкально-методической литературой и дидактическими играми.
Объекты спорта:
Физкультурный зал
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого в отдельном помещении оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, ООД, физкультурные досуги, праздники и развлечения. В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: — гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь — мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СП 2.4.3648-20. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо — физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Спортплощадка
На территории оборудованы 2 спортивные площадки: площадка для проведения ООД, с баскетбольными щитами, бумом-бревном, лабиринтом, стенкой для метания мяча, прыжковой ямой.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания, используемые в ДОУ для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т. д.)
- электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. д.)
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).
- спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).
Коррекционно-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели групп и специалисты через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы. Группа комбинированной направленности оснащена необходимым оборудованием, учебно-наглядными пособиями с учетом специфики коррекционной работы. Педагогами, работающими с детьми с ограниченными возможностями здоровья, пройдены курсы повышения квалификации по программе «Организация инклюзивного дошкольного образования» в объеме 36 часов.
Охрана здоровья, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
В ДОУ созданы условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в МБДОУ функционирует медицинский и процедурный кабинеты. Медицинский кабинет оснащен оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СП 2.4.3648-20. На основании заключенного договора медицинское сопровождение воспитанников детского сада осуществляют медицинские работники ТОГБУЗ ГКБ №4 г. Тамбова. Они организуют систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников, проводят консультации для воспитателей, родителей, профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний среди воспитанников (профосмотры). Всем педагогическим составом пройдены курсы «Первая доврачебная помощь».
В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
- проведение профилактических осмотров;
- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
- осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
- осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ предоставлены при работе с официальным сайтом МБДОУ «Детский сад № 48 «Пчёлка» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы).
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ воспитанникам, в том числе инвалидам и лицам с ОВЗ
На сайте ДОУ имеется страничка «Интернет-ресурсы для детей», рекомендуемые для использования педагогами и родителями в работе с детьми. Однако, доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам в детском саду не предусматривается.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ
В нашем детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это:
- интерактивная доска с комплектом программного обеспечения;
- мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук) — в музыкальном зале; переносная мультимедийная установка;
- музыкальные центры (музыкальный, спортивные залы);
- магнитофоны (в каждой возрастной группе).
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2025 года.
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2025 годы
«Доступная среда» в Тамбовской области
Правила этикета при работе с инвалидами
Нормативно-правовая база условий доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья |
|